Для Русской православной церкви разлад между Россией и Украиной не что иное, как междоусобица. Рассказываем, как священнослужители испокон веков осуществляли миротворческую деятельность и предотвращали войны, в материале «Слово и Дело».

Неспокойные события февраля подогреваются средствами массовой информации разных стран, вновь накаляется обстановка вокруг отношений России и Украины. Люди испытывают тревогу, не чувствуют себя в безопасности. Справиться с такими проблемами испокон веков помогала молитва. Священнослужитель Николай Савченко рассказал, каким святым нужно молиться за сохранение мира, в беседе с изданием «Слово и Дело».

«Я глубоко убежден, что средства массовой информации должны говорить о мире более громко. В свое время, в мае 2014 года Русская православная церковь издала обращение Синода, в котором события на Донбассе описывалась, как междоусобная - значит, это не война добра со злом, а усобица, в которой есть две стороны, и с обеих этих сторон христиане, близкие. И в Русской православной церкви на литургии регулярно в ту пору читалась молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине».

С 2014 года прошло много времени, острота событий спала, однако до сих пор, пусть реже, молитву за мир на Украине продолжают читать на литургии. По мнению священнослужителя, возможно, в связи с недавними событиями прежняя частота чтений восстановится.

Православные христиане могут и самостоятельно молиться о том, чтобы не было войны во всем мире. В своем беспокойстве и переживаниях они могут обратиться к святым, которые в свое время делали все возможное, чтобы предотвратить жестокость, успокоить народ и восстановить мир.

«Согласен с тем, что вопрос очень злободневный, волнующий сердца людей. Я тоже выступаю за то, что сейчас мы должны молиться за мир особенно усердно», - отмечает священнослужитель. - «На самом деле, святых-миротворцев, к которым можно обращаться в молитве, очень много. Даже в истории Древней Руси можно найти много примеров».

Неслучайно Николай Савченко приводит в пример древнерусских митрополитов - они боролись именно против междоусобных браней, против народного разделения.

Если читать древнерусские летописи подряд, от года к году, можно проследить множество случаев, как митрополиты Киевские, Владимирские, а затем и Московские раз за разом пытались умиротворить князей во время междоусобиц - таких случаев десятки. Не только древнерусские митрополиты активно принимали в этом участие, но и рядовые епископы. Бывали случаи, когда митрополиты приходили на само поле боя, где войска двух русских князей становились в боевой готовности друг перед другом. Самое известное подобное событие произошло в XII веке - митрополит переходил от одного войска к другому, увещевая князей решить все мирно. Он взял обещание с правителей враждующих княжеств, что они не начнут кровавую расправу.

«История помнит о деятельности по сохранению мира митрополита Филиппа, который поплатился за это жизнью», - продолжает Николай Савченко. - «Царь Иван Грозный потребовал от святителя церкви, чтобы тот благословил его карательный поход на Новгород, но митрополит отказался. Царь впал в гнев и послал к священнослужителю Малюту Скуратова, последний долго спорил с митрополитом Филиппом, кричал, а в конечном итоге задушил его подушкой».

В византийскую эпоху священнослужители усмиряли императоров, а также людей, которые восставали против правителей - все ради того, чтобы пресечь кровопролитие. А еще в III веке в Египте произошло восстание, страна захотела «отколоться» от Римской империи, провозгласив своего местного императора, развязалась вражда. Египетский святитель Александрийский Дионисий написал в своих трудах, что даже его паства разделилась, и из-за этого у него словно была разделена душа - настолько остро переживали миротворцы подобные разлады.

«Сам Господь наш сказал в заповедях блаженства: «Блаженны миротворцы». Миротворчество - одна из основных заповедей, часто она становится трудной, потому что люди бывают ослеплены гневом, резко настроены против мира, желают крови, мести и войны. Но Господь нас призывает к миру, и единственный возможный и верный исход для людей - умиротворение», - напоминает Николай Савченко. - «Потому что война приносит чрезвычайно много боли».

На самом деле история миротворчества православной церкви на Руси достаточно обширная, святители практически заменяли в то время дипломатов. Священник отмечает, что сейчас, к большому сожалению, не наблюдается большой популяризации этой темы, но он глубоко убежден, что она существует и оказывает большое влияние на настроения людей.

Это интересно: Священник объяснил, как правильно обращаться с иконами в доме