Депутат Государственной думы РФ, заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко заявила, что считает правильным запретить актерам-иноагентам сниматься в новых фильмах, выходящих за государственный счет. Это заявление, сделанное в комментарии для РИА Новости, вывело на новый виток общественную дискуссию относительно того, как поступить с признанными иноагентами актерами.

Ранее член комитета ГД по культуре Сергей Соловьев выразил еще более радикальное мнение, призвав вырезать все эпизоды с признанными иноагентами актерами из уже снятых фильмов. С таким подходом Драпеко не согласилась. По ее мнению, кинолента — продукт коллективного творчества, в котором участвуют десятки людей, вклад которых невозможно разделить.
Действительно, предложение вымарывать части уже снятого и давно выпущенного в прокат фильма звучит пугающе. Ради этого нужно будет построить описанное в гениальном романе Оруэлла Министерство Правды со всеми вытекающими. Но стоит ли принимать специальный запрет на участие актеров-иноагентов в фильмах с госфинансированием? Разберем аргументы за и против такого решения.
Запретить
Аргументов в пользу предложения Драпеко по сути два: рациональный и эмоциональный.
Первый описывается пословицей «кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Действительно, если государство выступает заказчиком того или иного кинофильма, то логично, что роли в нем могут распределяться с учетом иноагентского статуса. Есть статус — нет роли.
Второй относится к разряду эмоций. Высказавшегося против России артиста хочется немедленно покарать. И один из способов, который приходит на ум — затруднить таким людям профессиональную деятельность.
Не запрещать
На удивление, в этом разделе тоже имеются аргументы.
Во-первых, статус иноагента присваивают не за антироссийские высказывания, а за оплаченные из-за рубежа антироссийские высказывания. Вернее, за деятельность, предусмотренную статьей четвертой закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». А это означает, что человек уже находится на зарплате Запада, и запрет на съемки в фильмах может не оказать заметного влияния на его финансовое положение. Даже больше, это придаст иноагенту ореол мученика в глазах иностранной публики, что вполне способно привести к увеличению потока средств от зарубежных «спонсоров».
Во-вторых, деятельность артиста съемками в фильмах с госфинансированием не ограничиваются. Соответственно, разработка специального ограничения для таких фильмов станет маленькой заплаткой там, где требуется комплексное решение проблемы.
И в-третьих, подавляющему большинству россиян такая мера представляется недостаточной. В народе наиболее популярны другие варианты: либо лишить гражданства и выслать из страны, либо, наоборот, направить в наиболее отдаленные области России на уборку снега, рубку леса и прочий пошив рукавиц.
Другим путем
А возможно ли альтернативное решение? Как показали последние события в МХТ им. А. П. Чехова — да. Худрук театра Константин Хабенский попросту взял и уволил за антироссийские высказывания Дмитрия Назарова вместе с супругой.
Заметим, Назаров не является иностранным агентом, и приказ на его увольнение не был спущен из Кремля. Просто оказалось, что в отличие от многих деятелей культуры Хабенский обладает точным нравственным компасом и волей руководителя, который способен самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.
Так нужно ли депутатам заниматься разработкой специальных законов, запрещающих актерам-иноагентам сниматься в фильмах с госфинансированием? Может быть более правильным будет дать шанс продюсерам и режиссерам проявить гражданскую позицию и отказать таким артистам без подсказки сверху? И время депутатское сэкономится, и заодно сразу будет понятно, кто из киношного начальства все правильно понял, а кто только делает вид.
А вы как считаете, уважаемые читатели, стоит ли претворять в жизнь предложение депутата Елены Драпеко?