Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования кредитного поведения россиян. О том, какие выводы можно сделать из полученных данных, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Согласно информации ВЦИОМ, кредиты имеют 46% россиян или члены их семей. Это на 15 пунктов выше, чем десять лет назад. Однако за минувшее десятилетие рост закредитованности населения не был линейным. Пиковые значения наблюдались в 2017 (58%) и 2021 (53%) годах. Также за последние два года заметно сократилось количество семей, набравших более трех кредитов. Если в 2021 году таковых насчитывалось 13%, то сегодня — 7%.
«Каких-то космических, фундаментальных выводов по этим данным сделать нельзя, потому что здесь непонятна структура: кто берет, на что берет. Очевидно, большой рост кредитования пошел, когда начали разыгрывать ипотеку. Но люди берут и потребительские кредиты, а здесь вопрос в объеме: они могут потребительский взять и 50 тысяч, и 100 тысяч. И в учет это также пойдет. То есть, может быть, они себя не перенасыщают этими кредитами», — заявил журналу «Слово и Дело» Георгий Остапкович.
Эксперт подчеркнул, что в целом тенденция к росту кредитования — нормальное общемировое явление. Мы живем в эпоху потребления, и экономическая активность населения отвечает ситуации: люди активно потребляют. Часто — за счет кредитов. Особенно если такая политика поддерживается низкой ставкой.

Впрочем, в России можно наблюдать одну особенность, которая не характерна для Запада. Как показало исследование ВЦИОМ, за последние десять лет существенно выросла доля кредитов, взятых людьми старшего поколения, тогда как среди людей 18-25 лет увеличения количества заемщиков не наблюдается.
«Когда человеку за 60 — у него всегда падает доход. То есть он оказывается на пенсии, и деньги ему как бы, нужны. Но у всех людей 55-60 и старше значительно большими темпами снижается потребление. То есть они практически не покупают непродовольственные товары длительного пользования: мебель, автомобили, телевизоры, — у них вроде как все это есть. Но у нас в России достаточно распространено семейное кредитование. На Западе такого нет. У нас иногда старшее поколение берет кредит для поддержания младшего», — объяснил эксперт.
Но такой подход не просто отражает разные социальные традиции в обществе, есть в нем и прагматичный момент. Дело в том, что представители старшего поколения чаще имеют продолжительный рабочий стаж и могут иметь солидную кредитную историю. А значит, банк предложит им деньги на гораздо более выгодных условиях.

Складывая этот момент с колебаниями закредитованности населения, чутко откликающимися на изменения экономической ситуации в стране, можно сделать вывод, что россияне в массе своей воспринимают кредит скорее как финансовый инструмент, и пользуются им более-менее разумно.
«У нас разумные люди в основной массе, они все прекрасно понимают. Когда ситуация ухудшается, они начинают меньше кредитоваться, потому что попадают в зону неопределенности и не знают, смогут ли они рассчитаться. Если экономическая ситуация улучшается, экономика растет, финансовое состояние растет, то больше берут в кредит. Потому что они знают, что вернут, что они готовы и дальше улучшать свое состояние», — резюмировал Остапкович.
Ранее директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» Александр Осауленко в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, кому будет выгодно возвращение регулярных авиарейсов по маршруту Россия — Куба.