С конца сентября Россия активно участвует в борьбе с террористами в Сирии. По мнению американских официальных лиц и аналитиков, на деле Россия борется не с террористами, а с оппозицией. Вмешательство России в гражданскую войну в Сирии, как они считают, превратило её в гибридную войну между США и Россией, что ещё больше увеличило напряжённость в отношениях между двумя странами.
В одной из своих речей президент США Барак Обама назвал Россию «региональной державой». По мнению руководителя Центра исследований Евразии, России и Восточной Европы Джорджтаунского университета Анжелы Стент, которое она высказала в статье в Foreign Affairs, такая точка зрения означала глубокое непонимание России и её возможностей.
Комментарий: После распада Советского Союза и диких 90-х, сопровождавшихся, помимо всего прочего, развалом и деморализацией российской армии, США перестали брать Россию в расчёт в своих планах. Мало того, сильно сократилось количество специалистов по России в Пентагоне и НАТО. Вот потому они и не заметили, как президент РФ Владимир Путин медленно, но верно возрождал былую мощь страны. Операция России в Сирии показывает, что Россия – вовсе не региональная держава, а серьёзный геополитический игрок, способный бросить вызов гегемонии США.
Анжела Стент напомнила читателям, что президент РФ Владимир Путин никогда не скрывал своих взглядов на мировой порядок, сложившийся после Холодной войны. Ещё в 2007 году в Мюнхене Путин подверг резкой критике внешнюю политику США, заявив, что Вашингтон давно переступил свои национальные границы во всех сферах и создаёт порядок, выгодный только США без учёта интересов других стран. По мнению Стент, грузинско-российская война 2008 года показала решимость Москвы использовать силу против своих соседей, сближающихся с Западом, чтобы установить контроль над бывшими республиками СССР.
Комментарий: Как только не трактуют события августа 2008 года на Западе. Вот, пожалуйста, новая трактовка от Анжелы Стент. Только, как и все другие, она не соответствует истине. А истина в том, что Россия не могла оставить без ответа обстрел грузинской армией Цхинвала и нападение на российских миротворцев. Если бы Россия хотела установить контроль над Грузией, то почему наша армия не вошла в Тбилиси, не свергла Саакашвили и не поставила марионеточное правительство? США в Ираке действовали именно так.
Даже после грузинских событий США продолжали недооценивать возможности России по изменению мирового порядка. Неудивительно, что реформа российской армии прошла незамеченной в Пентагоне. И совсем неудивительно, что «аннексия Крыма» стала для Запада полной неожиданностью. Но в США в этом году состоятся президентские выборы, поэтому будущему президенту придётся решать проблемы с Россией.
Анжела Стент считает, что есть сферы, проблемы в которых без России не решить. В частности это проблемы нераспространения ядерного оружия и контроля за обычными вооружениями. Поэтому дальнейшая дипломатическая изоляция Кремля будет контрпродуктивной. С другой стороны, США вместе с союзниками должны ясно показать России свои ценности и цели и продолжать препятствовать Москве разрушать установившийся после Холодной войны мировой порядок.
Комментарий: Проще говоря, Анжела Стент предлагает Штатам и дальше придерживаться политики двойных стандартов. Главное – это интересы США и вопрос их мировой гегемонии. Это как раз то, с чем мы не согласны. Но вместе с тем, Стент трезво оценивает невозможность решения некоторых проблем без участия России. Ей кажется, что возможно такое партнёрство, в котором одна сторона постоянно обвиняет во всех смертных грехах другую, а та молча продолжает сотрудничество. Так не пойдёт.
Госпожа Стент напоминает читателям, что за 25 лет наиболее продуктивным сотрудничество между США и Россией было тогда, когда Россия ясно чувствовала себя равноправным партнёром. Вот тогда всё замечательно получалось в отношениях между нами. В 2001 году информационная помощь России обеспечили США победу над Талибаном1 в Афганистане. А из недавней истории можно вспомнить ядерную сделку с Ираном, в которой Россия принимала самое активное участие. Барак Обама даже поблагодарил Путина за его роль в переговорах, что бывает редко.
Во время афганской кампании тогдашний министр иностранных дел Игорь Иванов сказал, что Россия хотела бы видеть в качестве основы для нового мирового порядка международную антитеррористическую коалицию, подобную антигитлеровской коалиции. Но этой коалиции не суждено было состояться, прежде всего, из-за разногласий между Вашингтоном и Москвой по поводу того, кого считать террористами. Но эти разногласия не помешали сотрудничеству в деле уничтожения сирийского химического оружия, когда Москва неожиданно для всех взяла инициативу на себя.
Комментарий: Тут точно подмечено, что Россия готова сотрудничать по важным вопросам на условиях равноправия. Что же касается инициативы Москвы по химическому оружию, то госпожа Стент забыла, что Вашингтон обвинил тогда Дамаск в химической атаке в Алеппо и во всю форсировал бомбардировки Сирии. Доказать причастность Асада к химической атаке не удалось, а его конструктивная позиция по химическому оружию выбила все козыри из рук Вашингтона.
Наименьших успехов Вашингтон добился в изменении позиции России по поводу расширения НАТО на Восток. Как ни убеждало руководство США и Альянса в том, что включение стран Восточной Европы в блок не угрожает безопасности России, США и союзникам не удалось создать такую архитектуру безопасности, в которой Россия чувствовала бы себя равноправной частью. Президент РФ Владимир Путин постоянно напоминает обещание Запада не продвигать НАТО на восток и добивается такого соглашения, согласно которому ни одна страна бывшего СССР больше не вступит в НАТО.
Комментарий: Действительно, когда-то Запад обещал не продвигать НАТО к нашим границам, но обещаний не исполнил. Он ссылается на отсутствие соответствующего договора и на право суверенных стран самим решать, вступать им в какие-либо военно-политические союзы или не вступать. По этому поводу Владимир Путин регулярно задаёт вопрос: «Против кого существует НАТО после распада СССР?» Такая военная мощь нужна только против серьёзных противников, а их на Земле только два: Россия и Китай. Следовательно, вполне естественно, что Россия беспокоится по поводу продвижения НАТО к нашим границам.
Вот таков был расклад сил и уровень сотрудничества между Россией и США до украинских событий и участия Росси в борьбе с террористами в Сирии. В следующей части будет рассказано, как Анжела Стент представляет себе текущее положение дел, и каковы должны быть действия США.
(Продолжение следует)
1 Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации