Можно смело сказать, что работа быть разведчиком – не совсем благодарная работа. Ибо о хорошем агенте никто никогда ничего не узнает. Такой он, безымянный герой.
В СССР большое внимание уделялось подготовке разведчиков-нелегалов. Такое обучение в среднем обходилось в 3-5 млн рублей, что на те деньги было весомой суммой. Большой акцент уделялся легенде прикрытия. Если, к примеру, в доме человека, за которого выдает себя нелегал, была кошка, то он не только должен был знать ее кличку, масть, но и повадки.
Каждый советский разведчик того времени прекрасно понимал, что все тяготы провалы лягут только на его плечи – либо о нём забывали, либо уничтожали.
Дабы избежать разоблачения, что, в конечном счёте, означало - операция провалена, разведчик избегал всего, что могло привлечь внимания контрразведки. Никакого расточительства, крепкого алкоголя и неаккуратного поведения с дамами. Настоящий разведчик максимально отличался от своих киношных протеже.
В случае разоблачения резидента его замы по ранее проработанной схеме вводили план локализации провала. В первую очередь требовалось установить, кто из агентов еще находится под угрозой. При высокой опасности связи с агентурой временно обрывались, страну срочно покидали те, кто каким-либо образом был привязан к шпионскому скандалу.
Оказавшись же на допросе, разведчик вёл себя эмоционально холодно, а его самообладание было на высшем уровне даже в критических ситуациях. Он не давал никаких вразумительных ответов, грубо говоря, «отвечал вокруг, да около». Ибо агент прекрасно понимал, что признавшись, он поставит крест не только на своей карьере, но и на себе.