Компьютер виснет — и владелец зовет его тормозом, ножки стула плетут заговор и сами переходят дорогу, чтобы человек об одну из них однажды ударился, а предателем становится не учитель, поставивший двойку, а дневник, выступающий свидетелем на родительском суде. Одушевленные характеристики приписывает неживым предметам каждый, это нормально, считает психолог Инна Паустовская. Однако — до поры, до времени.
«Когда люди начинают разговаривать с предметами, они пытаются вести диалог с самими собой, проецируя на какие-то определенные вещи образ адресата», — рассуждает Паустовская. — «Вещи ведь не умеют разговаривать, с ними невозможно договориться. Это один из способов прийти к внутреннему согласию».
Диалог ведется с частью своего я, которая провоцирует внутренний конфликт, считает психолог. Таким образом, человек находит способ отреагировать на внутреннее переживание через проекцию на некоторые предметы.
«Есть психология техники: специалисты советуют образно посадить перед собой на стул ту часть себя, которая находится в противоречии с остальным организмом. Это может быть негативная эмоция, заболевание, которое нужно визуализировать, поговорить с ним, чтобы справиться», — объясняет Инна Паустовская.
Иногда человеческие переживания настолько глубокие, что люди не понимают, кому они на самом деле адресованы, и отыгрывают их на неодушевленных предметах. Эмоция может быть не осознанной, не приниматься носителем, потому что, к примеру, стоит идеологический барьер — на маму нельзя злиться, поэтому эмоция подавляется, но не исчезает.
Очень часто через разговоры с предметами люди находят способ некой саморегуляции, чтобы разрешить внутренний конфликт, считает психолог.
Источник: ФБА «Экономика сегодня» - Степан Яцко
«Конечно, проще обвинить стул в том, что сейчас я нахожусь в состоянии раздражения и предельно невнимателен, проще, чем объяснить себе, по какой причине я испытываю эти эмоции», — рассказывает Инна Паустовская.
По словам психолога, этот феномен широко распространен и встречается почти у каждого человека — это эффективный способ психики справиться с определенными процессами. Если люди действительно начинают воспринимать предметы, как нечто живое, обладающее сознанием — это, разумеется, уже будет считаться отклонением от нормы, которое указывает на психические нарушения.
«Но если человек просто проецирует свои эмоции на вещи, то это, в принципе, адекватная реакция, некая вариация самопомощи. Если он после этого действия начнет задумываться о том, что с ним происходит, то сможет получить хороший результат», — уверяет психолог.
Конечно, не все сразу задумываются о том, почему они обвиняют стул, а не себя. Однако в конкретный момент совершения этого действия людям не нужна психотерапия, считает Инна Паустовская. Им нужна возможность быстро выплеснуть эмоцию, а не копить ее в себе.